Возрождение

1995 год. Пасхальная седмица. После литургии.
Вновь Успенский монастырь был открыт только в 1993 году. Полтора века назад Господь определил этому монастырю стать первой в городе иноческой обителью. Теперь, после упразднения советской власти, успенские сестры вновь стали инициаторами возрождения монашества в Перми.

Так же, как и сто лет назад, благочестивыми мирянками под духовным руководством протоиерея Иоанна Сексяева (ныне архим. Стефан, настоятель Богоявленского мужского монастыря) была организована Успенская женская община, возглавляла которую Валентина Алексеевна Сидорова (ныне игум. Руфина, возглавляет Кунгурский женский монастырь). Благодаря их усилиям, молитвам, многочисленным ходатайствам, 3 февраля 1993 года вышло постановление городских властей о передаче общине первого этажа бывшего монастырского корпуса.

Тогда же архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий (Кудюк) обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с прошением об открытии в Перми женского монастыря. 25 марта 1993 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви такое решение было принято, настоятельницей монастыря назначена монахиня Мария (Воробьева).

Вскоре в возрождающемся монастыре появились первые насельницы. 3 мая 1993 года наместник Белогорской обители игумен Варлаам (Передернин) совершил постриг семи сестер.

От прежнего монастырского комплекса до наших дней сохранились, да и то в плачевном виде, только три здания: Казанский храм; игуменский корпус, в котором многие годы размещалась больничная прачечная, из-за чего он едва не рухнул; и трапезный — ныне сестринский — корпус. Сначала монахиням негде было жить и молиться Богу, приходилось ютиться на крохотной территории, потому что возвращен был лишь трапезный корпус, да и то частично.

На службу сестры ездили на трамвае через весь город — в Успенский храм в Разгуляе. И все же в Перми наконец-то появилась монашеская обитель, вновь зажглась духовная лампада. К Небу начали возноситься молитвы, славословия, и город словно ожил, как организм, в котором реанимировали сердце.

В начале возрождения монастырь располагал только личными средствами сестер, однако для пропитания общины необходимо было заняться сельским хозяйством — обрабатывать землю, завести домашний скот. В конце 1993 года монастырю передали храм в честь свт. Николая и земельный участок в селе Кольцово для создания подворья и ведения подсобного хозяйства.

Как и сто лет назад, обитель быстро наполнялась насельницами. 17 апреля 1995 года, в понедельник Страстной седмицы, местные власти сообщили о передаче Успенскому монастырю чудом уцелевшего здания Казанской церкви. Это вселило в сердца сестер радость и надежду. Они с воодушевлением принялись очищать храм от мусора, и уже 23 апреля — на Пасху! — здесь состоялось первое богослужение.

Эту литургию в полуразрушенном храме совершил один из старейших клириков Пермской епархии протоиерей Николай Тетерин. Причем служил он на переносном престоле из домовой церкви архимандрита Иоанна (Чувызгалова, †1991), известного пермского священнослужителя, претерпевшего много тяжелых испытаний в годы гонений на Церковь.

Еще несколько лет понадобилось для того, чтобы отреставрировать Казанскую церковь, которая сегодня является архитектурной достопримечательностью города. Казанская церковь возведена в традициях старорусской архитектуры и считается лучшим в Прикамье образцом неорусского стиля в храмовой архитектуре, является памятником архитектуры федерального значения.

Главный престол, как и раньше, освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Стремясь почтить память святых преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, а также в память о существовавшей прежде Мироносицкой церкви, второй (малый) престол, по благословению Высокопреосвященнейшего Афанасия, был освящен в честь Всех Святых Жен.

В мае 1996 года Пермский Успенский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первосвятитель побывал в Казанском храме и сестринском корпусе, благословив сестрам на молитвенную память образ Христа Спасителя.

В 2000 году была восстановлена звонница — храм обрел голос. В этом же году на высоком художественном уровне провели реставрацию майоликового панно Казанской иконы Божией Матери, а позже панно Нерукотворного Спаса.

В 2001 году монастырю был возвращен игуменский корпус, в котором сейчас располагаются монашеские кельи, мастерские, музей и библиотека, в помещении которой проходят катехизаторские курсы для взрослых.

Настоятельница монастыря игумения Мария с сестрами ведут большую миссионерскую и просветительскую работу среди городского населения, особенно среди молодежи. В 1995 году при монастыре была организована воскресная школа, а в 1997 году — курсы для взрослых.

Для развития именно просветительской деятельности в 2010 году на крохотной монастырской территории, по благословению митрополита МЕФОДИЯ (Немцова), было заложено учебное здание с домовым храмом во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На первом этаже нового корпуса размещаются учебные классы воскресной школы, а на втором — храм во имя апостола Иоанна Богослова.

В школе и на курсах преподают сестры монастыря, а также священники, преподаватели семинарии, преподаватели вузов. Диапазон преподаваемых предметов достаточно широкий. Слушатели курсов изучают Священную историю Ветхого и Нового Завета, катехизис (основы православного вероучения), православное богослужение, агиологию (жития святых), церковнославянский язык, основы христианской нравственности, историю христианской церкви, историю Русской Православной Церкви, церковное пение, догматическое богословие. Читаются лекции по истории России, духовному краеведению, русской литературе, истории нехристианских религий. Благодаря курсу «Церковное пение» в настоящее время организован церковный хор из прихожан, который поет на ранних воскресных и праздничных литургиях в течение всего года.

25 декабря 2012 года, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, в новой Иоанно-Богословской церкви состоялась первая Божественная литургия. Еще не были оштукатурены стены и временный иконостас не был «укомплектован» святыми иконами, однако на это никто не обращал внимания, потому что для христиан важнее духовное, молитвенное наполнение пространства — благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».
В настоящее время на территории обители расположены два действующих храма — в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святого апостола Иоанна Богослова. На монастырском подворье в с. Кольцово находится храм во имя святителя Николая Чудотворца.

В Успенском монастыре ежедневно совершается Божественная литургия. С самого начала возрождения было установлено совершать чтение Неусыпающей псалтири. Чтение Псалтири — это непрестающее ходатайство перед Богом о благостоя́нии всего мира, ради чего, собственно, и существуют православные монастыри.

Помимо участия в богослужениях, монахини трудятся на послушаниях: церковном, просфорном, клиросном, трапезном, работают в мастерских, благоукрашают территорию цветами, сами водят машины. Они шьют облачения, вышивают плащани́цы, возду́хи, иконы, хору́гви. Ну и, конечно же, чтобы обеспечить себя продуктами, трудятся на полях, выращивают овощи в теплицах, ухаживают за кормилицами-коровами, держат пасеку.

Кроме молитв, послушаний и участия в церковных Таинствах, духовному становлению сестер помогают занятия по богословским дисциплинам. Монахини, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, изучают Ветхий и Новый Завет, церковную историю, историю Отечества, богослужебный устав, церковно-славянский язык и другие предметы. Уроки проводят преподаватели пермской семинарии.

В конце XIX века обширные монастырские угодья располагались на окраине губернского центра, а сейчас обитель оказалась в центре промышленного мегаполиса и ютится на крошечной территории, превращенной монахинями в благоуханный цветник. Работы впереди еще много, но сестры не отчаиваются, уповая на Господа, «творящего суд и правду на земле» (Иер. 9, 24). Возможно, когда-нибудь здесь все-таки будет построен новый Успенский собор как акт исторической справедливости и нашего покаяния.
Фотогалерея