События

Священномученик Павли́н (Крошечкин), архиепископ Могилевский

Священномученик Павли́н (Крошечкин), архиепископ Могилевский

В Москву мы приехали ранним утром. До открытия в Государственном Кремлевском Дворце XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений оставалось еще достаточно времени. Как и планировали, отправились в Новоспасский монастырь. И здесь, вдали от дома, в Покровском соборе монастыря увидели икону архиепископа Павлина, святого покровителя земли Могилевской. И это не показалось нам случайным. Святитель Павлин как бы помогал подготовить наши души к началу Чтений, «настраивал» ее после длительного ночного пути из Могилева в Москуву на духовный лад. От иконы исходила такая божественная благодать и вся усталость от переезда испарилась. Увидев, что мы собрались сфотографировать икону, молодая послушница напомнила, что фотографирование икон в храме не приветствуется. Узнав, что мы с Могилева, милостиво разрешила сделать снимок. От нее мы услышали, что и теперь, по прошествии многих лет, старожилы Москвы и поныне вспоминают с неизменным благоговением и любовью светлый образ иеромонаха Павлина, как избранника Божия.

Здесь, в стенах древнего Новоспасского монастыря в феврале 1910 года священномученик Павлин принял монашеский постриг. А в августе 1933 года занял Могилевскую кафедру. В нашем городе владыка взошел на свою Голгофу.

«Возсиял еси добродетельным житием во обители Ново-Спасской в Москве, наипаче в годину тяжких испытаний для Церкве Российския», – так в одном из церковных песнопений восхваляется начало служения священномученика Павлина (Крошечкина).

4 апреля 2011 года решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви установлено празднование Собора новомучеников и исповедников земли Белорусской. С тех пор ежегодно 28 октября Белорусская Православная Церковь торжественно празднует день памяти новомучеников и исповедников Белорусской Церкви. Это один из самых скорбных и вместе с тем величественных праздников Православной Церкви. Мы очень мало знаем об этих людях, благодаря подвигу которых и чьими святыми молитвами был остановлен Кровавый Молох XX столетия, едва не погубивший наш народ. Их вели на расстрел, на мучения и страдания, а они при этом испытывали ни с чем не сравнимый мир в душе, тёплое утешение. Своей жизнью, деятельностью они и сегодня свидетельствуют о Великой Небесной Любви, которая учит любить жизнь во всех ее проявлениях, не отчаиваться даже в самые трудные жизненные дни.

Образцом страдания за Христа и людей является архиепископ Могилевский Павлин (Пётр Кузьмич Крошечкин) Как и многие, он был расстрелян в 1937 году. Расстрелян не за то, что вел какую-то антисоветскую работу. И даже не за то, что был из верующей семьи. А за то, что ревностно совершал церковные Таинства, врачующие немощных и отчаявшихся, за то, что был уважаемым человеком, душа которого была недосягаема для людских приговоров.

19 декабря 1879 в селе Керенково Пензенской области в верующей семье крестьян на свет появился мальчик, нареченный Петром. Его отец Кузьма и мать Евдокия Парфеновна, в девичестве Решетникова, жили в достатке, но небогато. Ему было три года, когда в русско-турецкую войну умер отец.

Вера была привита ему с детства. Мальчик воспитывался матерью, женщиной глубоко верующей, благочестивой. Она оказала большое духовное влияние на сына. На протяжении всей жизни оставалась самым любимым и близким ему человеком. Евдокия следовала за сыном во всех его переездах, скитаниях, разделяя его скорби и радости. На всю жизнь запечатлелась в сердце Петра склоненная перед образами мама. Пример матери послужил уроком на всю жизнь. Сначала подражая любимому человеку, потом сознательно, Петр познавал мир православной веры. Трудно жилось без отца, но их дом славился добротой и милосердием. Каждый путник знал, что здесь он всегда найдет приют. С детства впечатлительный Петя впитал в себя атмосферу любви и сострадания к ближнему. Это был открытый с чистой душой мальчик. Приходской батюшка как - то сказал матери, что у не сынок-то какой-то особенный, уж очень хороший.

В восемь лет Петр стал учиться в церковно-приходской школе. Мальчик быстро научился читать и писать. С этих пор он углубился в изучение жития святых, у него появилась желание подражать праведникам, его душа стремилась к Источнику веры и любви.

Окончив школу, Петр поступил в Мокшанское городское училище. Он хорошо учился, много читал и любил ходить на богослужения в ближайший Казанский женский монастырь, расположенный в пяти верстах от дома. Посетив однажды престольный праздник в Казанском женском монастыре, он навсегда привязался сердцем к этой обители. Именно здесь он принял твердое решение посвятить свою жизнь служению Господу в монашеском чине. Однажды зимой, возвращаясь из монастыря, мальчик попал в сильную метель. Уже стало темно, а он, утопая в снегу, пытался выбраться из снежного плена. Стало невыносимо страшно. Отчаяние сковало тело. И обреченный юноша обратился за помощью к тому, кому верил безгранично – к Богу. И молитва спасла от страшной смерти. Он вдруг услышал звон колокольчиков, который чуть слышно пробивался сквозь бушующую стихию. И так ясно ощутил он близость Бога, великую силу Его.

Тяжелая болезнь не позволила Петру окончить училище. Мать почти в безнадежном состоянии забрала сына домой. Болел Петр тяжело, был на грани смерти. Окруженный заботами любящей матери, он много читал и мечтал когда выздоровеет посетить Старый Афон. Молясь за сына, мать дала обет съездить на богомоление в Саровскую Пустынь, привлекавшую множество людей, стремившихся помолиться на месте подвигов великого старца Серафима. И смерть отступила. Промысел Божий с детства хранил Святейшего. К весне Петр выздоровел и они с матерью пешком отправились в Киев поклониться мощам святых угодников Божиих, почивающих в Киево-Печерской Лавре, а на обратном пути посетили Саровскую Пустынь. И сам монастырь, и служба в нем, настолько поразили Петра, что он принял решение навсегда остаться здесь. Но как тяжело матери расстаться с сыном! Она боялась, что Петр не выдержит суровой монастырской жизни и не разрешила остаться в обители. Не ослушался сын матери, но стала та замечать, как грустит он, как мечтает вернуться туда, где осталась его душа. И в 1895г. когда Петру исполнилось 16 лет, мечта его сбылась: он был принят в Саровскую Пустынь. Не смогла жить мать без единственного нежно любимого сына и также попросилась в обитель. Здесь она трудилась скотницей, это был нелегкое дело. Но она была рядом с сыном! Через три года юноша был вынужден покинуть обитель. Горька была разлука! Но мать понимала, что невозможно ей всюду следовать за сыном. Благословив его в путь, она осталась в Сарове. Вскоре Петр был принят в Николо-Бабаевский монастырь Костромской губернии. Затем он был послушником в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре. Монастырь располагался в городе Ростове, на берегу озера Неро. Здесь покоятся мощи святителя Димитрия Ростовского. Одновременно он нес несколько послушаний сразу, а это нелегкий крест. Однако иноки Николо-Бабаевского монастыря часто писали Петру письма и звали обратно. И он возвратился в «Бабайки».

Молодой послушник постоянно тянулся к знаниям. И в свободное от послушания время усердно занимался продолжением своего образования. В отличии от других послушников, Петр много читал. Вскоре на него обратил внимание епископ, который находился в монастыре на покое. Он стал приглашать Петра к себе, позволил пользоваться своей библиотекой, выписал учебники по курсу гимназии и Петр усердно занимался.

В 1904 году Петра направили в московский Новоспасский монастырь. Так в биографии владыки началась новая страница. Помимо послушания он преподавал в монастырской послушнической школе. По рекомендациям митрополита Московского и Коломенского Владимира и епископа Макария Петр поступил Духовную семинарию и за год закончил экстерном ее четырехгодичный курс. Было ему в эту пору 27 лет. Это был небывалый случай в истории семинарии!

Обучение талантливый семинарист продолжил в Московской Духовной Академии. Обучаясь в академии, он числился в составе братства Новоспасской обители и не прерывал с ней духовного общения. Вслед за сыном в Москву переселилась и его мама. Она жила на квартире Калинкина Иосифа, дом которого находился на Таганке. С этой семьей владыка постоянно поддерживал связь. Даже когда ушел из жизни Калинкин И. он продолжал общение с его дочерью Александрой.

В феврале 1910 года в Покровском храме Новоспасского монастыря был совершен постриг Петра в монашество, с наречением нового имени – Павлин, в честь святителя Павлина Милостивого.

Новоспасский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. 10 сентября 1918 года жилищно-эксплуатационный отдел Рогожско-Симоновского района издал предписание, по которому братии было предложено в течение трех дней освободить помещения монастыря. С собой монахам разрешалось взять только одежду, а также всё, что относится к религиозному культу. Уже в ноябре 1918 года ЧК организовала в монастыре тюрьму для женщин, а затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных.

В нелегкие и тяжелые годы, когда само существование Православной Церкви было поставлено под угрозу, этот удивительный человек стал наместником монастыря. Он тяжело переживал разорение родной обители. Из пяти храмов четыре были закрыты. Храм Знамения Пресвятой Богородицы превратили в тюремный барак. Обширный некрополь был уничтожен. Оказавшаяся в женской тюрьме дочь Л. Н. Толстого А. Толстая рассказывала, что заключенные разрывали по ночам могилы в поисках драгоценностей, чтобы за удачную находку получить отпуск в город. Санитарный врач лагеря в рапорте, отправленном властям, сообщал, что Новоспасский исправительно-трудовой лагерь находится в ужасающем состоянии, некоторые из склепов могил доступны любопытным, гробы вскрыты, и части скелетов являются открытыми. В монастыре происходили массовые расстрелы. Часть обреченных на смерть людей привозили якобы для санобработки в Знаменский храм и здесь расстреливали. Трупы хоронили у монастырских стен в насыпи со стороны Москва-реки. Четыре последних наместника Новоспасского монастыря были расстреляны в советское время в разные годы.

И в это страшное время, в 1921 году архимандрит Павлин был возведен в сан епископа и назначен на епископское служение в Курскую епархию, с наречением «епископ Рыльский». И было ему в эту пору 42 года. Сюда в Курск переехала и мама Преосвященного Павлина.

Владыка служил не только в храмах Курска, но и посетил все города Курской области, села и монастыри. И в каком бы храме он не служил, сюда собиралось большое количество прихожан. Чаще других посещал он Путивль один из самых древних городов Киевской Руси, хранитель истории веков. В окрестностях Путивля находились два мужских монастыря – Молченский Печерский монастырь и знаменитая Глинская пустынь. Последний раз он посетил ее перед самым закрытием в 1922году. Вскоре и его арестовали и заключили в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Как утверждает писатель-краевед Гришанова Л.Ф. в статье «От зари утренней…» причиной ареста послужило желание властей прибрать к рукам казну епархии. Но владыка не выдал ее местонахождение.

В тюрьме он сделал из хлебного мякиша крест и, несмотря на побои, унижения, Преосвященный Павлин в камере постоянно молился перед ним. Впоследствии Преосвященный говорил, что жизнь в одиночной камере была для него «второй академией». В одиночестве он имел полную возможность разобраться в своем внутреннем мире, произвести пересмотр всей жизни при свете Евангелия. Около года провел Преосвященный Павлин в неволе. В апреле 1927 года владыка досрочно был освобожден и поселился в Москве под надзором. Жил он в одном особо близком ему семействе недалеко от Новоспасского монастыря. А в декабре 1927 года Преосвященный Павлин получил назначение на Пермскую кафедру. В декабре 1930 года он направляется в город Калугу с титулом епископ Боровский. Здесь Преосвященным Павлином был приобретен дом на берегу Оки. В нем поселилась его престарелая матушка, всюду следовавшая за своим сыном.

В тяжелые годы богоборчества посещать церковные службу было опасно, но Преображенско-Казанский собор, где служил владыка, всегда был полным. Из храма Преосвященный выходил всегда окруженный прихожанами, которые провожали его до самого дома. Владыка организовал при Казанском храме хор из любителей церковного пения. Он очень дружил с певчими. В праздничные дни приглашал их в гости. После скромной трапезы они вместе пели церковные песнопения, псалмы, духовные стихи.

По-прежнему владыка много читал. Он не представлял себе жизнь без чтения книг. В личной библиотеке владыки в Калуге числилось до двух тысяч томов духовной литературы.

Владыка Павлин предчувствовал свою мученическую кончину, но не сошел с избранного пути. Он часто говорил: «Наш путь — крестный путь». Вспоминали калужане и другое его пророческое высказывание: «Наш путь— тюрьма, ссылка, смерть». Но след его служения остался в сердцах тех, кто видел его старания по сохранению Православия в Калуге. Память об этом и сегодня сохраняется в Казанском храме города Калуги.

В трудное время гонений на Православную Церковь епископ Павлин переводится на Могилевскую кафедру. Многие литературные источники указывают, что матушка Евдокия рассказывала своим близким как незадолго до этого назначения видела сон, предрекающий ее смерть на могилевской земле. Как права была эта простая, но мудрая старица, горячо любившая своего святителя-сына и благоговейно преклонявшаяся перед ним! Как скорбный ангел Преосвященный последний раз служил в Преображенско-Казанском соборе Божественную литургию. Голос его прерывался от сдерживаемых рыданий. По окончании литургии, и в последний раз благословляя теснившийся к нему народ, он плакал. Крупные слезы тихо катились по его бледным щекам. Плакали мальчики, его маленькие иподиаконы, плакали почти все, подходившие к нему. Он просил не плакать о нем, а плакать о себе.

В июне архиепископ Могилевский Павлин прибыл в город Могилев. Горожане тепло приняли архиепископа. Могилевчане быстро полюбили своего владыку. Особенно тянулись к нему дети. В Могилеве владыка Павлин совершал богослужения в Свято- Покровской церкви, этот храм в те годы являлся кафедральным. Владыка снимал квартиру в многодетной семье Игнатия Петровича и Юлианы Васильевны Ситниковых. Ситниковы сохранили и передали детям устные воспоминания об архиепископе Павлине. Владыка очень полюбил их детей и никогда не возвращался домой без гостинцев для ребятишек. В доме отсутствовал водопровод, и по утрам дети помогала ему умываться, поливая воду из кружки на руки. Приютить у себя священника в те времена было очень опасно. В благодарность за оказанный Ситниковыми приют святитель Павлин подарил им свою фотографию, изображающую его в архиерейском облачении. На обороте он сделал надпись: «На святую и молитвенную память боголюбивым моим хозяевам Игнатию Петровичу и Иулиании Васильевне и деткам их: Андрею, Петру, Лидии и Валентине Ситниковым от Павлина, Архиепископа Могилевского. Да благословит Господь дом Ваш. А. П.». Эту фотографию они сохранили. Но самой ценной реликвией, которую владыка подарил семье, стало напрестольное Евангелие (1868 года издания), которое дети Ситниковых свято сберегли в продолжение последующих 60 лет, передав затем на хранение Могилевскому архиепископу Максиму (Крохе).

Старенькая мама владыки терзалась тяжелыми предчувствиями, упросила сына позволить ей переехать в Могилев. 11 (24) октября 1936 года Преосвященный был арестован и заключен в Могилевскую тюрьму. Мать не смогла пережить очередной арест сына. 7 января 1936 года она закончила свой земной путь и была похоронена на Машековском кладбище в Могилеве.

В каком бы месте ни оказывался владыка Павлин, он везде собирал людей, собирал церковь через проповедь и пастырство, запрещенные в то время по закону, и через служение литургии. Его дело продолжили его ученики, его духовные чада. Так, один из выдающихся святых церкви архимандрит Таврион (Батозский) совершал евхаристию ежедневно с момента рукоположения в пресвитеры в 27 лет, и даже почти двадцать лет, проведенные в лагерях и ссылках, не помешали исполнять это благословение, полученное от его духовного отца – епископа Павлина (Крошечкина), священномученика.

Как пишет Гришанова Л.Ф. Преосвященный Павлин был обвинен в заговоре с целью создания «церковного контрреволюционного блока». Он был приговорен к 10 годам лагерей и отправлен отбывать срок в Сибирь. Известно, что там он трудился бригадиром сельскохозяйственной фермы, руководя «бывшими служителями культа». Три десятка заключенных священнослужителей начинали каждое утро с молебна, называемого лагерными доносчиками «утренними проделками». В дни церковных праздников «бригада» отказывалась выходить на работу. На архиепископа Павлина было заведено очередное уголовное дело с обвинениями в создании и руководстве контрреволюционной группой, в агитации против советской власти. 28 октября тройка при УНКВД приговорила архиепископа Павлина (Крошечкина), епископа Аркадия (Ершова), священников Никандра Чернелевского и Анатолия Левицкого и мирянина Киприана Анникова к высшей мере наказания. 3 ноября 1937 года они были расстреляны и погребены в безвестной могиле.

В 1969 г. архипастырь, безвинно пострадавший за веру, был реабилитирован.

Священномученики Павлин, Аркадий, Никандр и Анатолий и мученик Киприан прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13;16 августа 2000 г.

Источник: https://proza.ru/2021/01/09/2091
О Святых